Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Нажмите, чтобы включить увеличение
Загрузка карты
Мы не нашли никаких результатов
Открыть карту
Просмотр Дорожная карта Спутник Гибрид Местность Мое месторасположение На весь экран Предыдущее Следующее
Расширенный поиск

0 руб. к 50,000,000 руб.

Дополнительные параметры поиска
Мы нашли 0 результаты. Хотите загрузить результаты сейчас?
Расширенный поиск

0 руб. к 50,000,000 руб.

Дополнительные параметры поиска
мы нашли 0 результаты
Ваши результаты поиска

Долевое строительство будет под запретом

Опубликовано АН Гарантированная Сделка на 16.10.2017
| 0

С 1 января 2018 года долевое строительство в России может оказаться вне закона. Поправки в ключевой для всех застройщиков жилья закон о долевом строительстве (ФЗ–214) в следующем году практически сведут долевку на нет. Это означает потерю строителями огромного потока денег от дольщиков. Только в Петербурге он оценивается в 240 млрд рублей в год. Строителям приходится экстренно искать альтернативные источники финансирования проектов. Но вариантов не много, и все они имеют серьезные изъяны.

Без эффективных финансовых схем строительная отрасль неизбежно сократится, а жилье подорожает. Между тем федеральные власти всерьез обсуждают идею ужесточения требований к застройщикам уже с 1 января 2018 года — на полгода раньше, чем прописано в законе. На прошлой неделе об этом дискутировали в Госдуме РФ. Если решение будет положительным, самые мрачные ожидания строителей станут явью.

Принятые минувшим летом поправки в ФЗ–214 делают зависимость строителей от банков почти тотальной. По новым правилам строители обязаны иметь один банковский счет для проведения всех операций, не могут менять кредитную организацию (хотя размер комиссии банка при этом ничем не ограничен), не могут совершать сделки, не связанные напрямую с привлечением денежных средств дольщиков, и многое другое (см. «Основные новации…»).

Фактически это означает, что все денежные потоки застройщиков окажутся под контролем кредитных организаций. Но это не самое страшное. При худшем варианте развития событий долевое строительство как явление вообще перестанет существовать, потому что в новой правовой реальности, как утверждают строительные компании, привлекать деньги от граждан на стадии стройки они не смогут и будут вынуждены продавать лишь готовое жилье. Отрасль потеряет огромный капитал. Только в Петербурге, где строится около 3 млн м2 жилья в год (на 80% за счет дольщиков), застройщики недосчитаются 240 млрд рублей.

Правила меняются по ходу пьесы

Всего несколько месяцев назад власть обещала застройщикам больше правила работы на рынке не менять. И, действительно, все это время в публичном пространстве шло обсуждение таких малозначащих для застройщиков вопросов, как стабильность ставки обязательного отчисления в компенсационный фонд долевого строительства, форма компенсационного фонда, возможность его контроля Счетной палатой и т.п. Гром среди ясного неба прозвучал утром 18 июля после опубликования на сайте Правительства РФ второго правительственного варианта законопроекта о компенсационном фонде долевого строительства. Стало понятно, что правила все же меняются. Об основных новеллах, предложенных правительством, наш портал вчера рассказал читателям.

Однако уже к вечеру 18 июля на сайте Госдумы опубликован доработанный текст законопроекта, в котором речь уже идет не об изменениях правил, а о совершенно новых правилах. Масштабы предлагаемой реформы таковы, что к 1 июлю 2018 года каждому профессиональному застройщику предстоит сделать непростой выбор: продолжать заниматься жилищным строительством или уходить. Законопроект будет принят Государственной Думой во втором чтении 19 июля.

Основные изменения в документе следующие.

Требования к застройщикам и их деятельности

По сравнению с опубликованными ранее дополнительными требованиями, в законопроект включен целый пакет новых требований. Основной объем дополнительных требований к застройщикам и их деятельности не применяется, если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года.

Дополнительные требования к застройщикам

  1. организационно-правовая форма — только хозяйственное общество СПРАВКА ЕРЗ: в настоящее время ФГУПы, МУПы, учреждения, фонды, казенные предприятия, некоммерческие организации осуществляют с привлечением средств дольщиков 3% всего жилищного строительства в России
  2. наличие опыта (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов в качестве застройщика и (или) технического заказчика и (или) генерального подрядчика; СПРАВКА ЕРЗ: на застройщиков, зарегистрированных менее трех лет назад, приходится 9% всего текущего жилищного строительства в России
  3. наличие разрешений на ввод в эксплуатацию не менее 10 000 м2 многоквартирных домов;
  4. наличие в наименовании слов «специализированный застройщик»;
  5. обязательность наличия экспертизы проектной документации во всех случаях, даже при малоэтажном строительстве;
  6. наличие на дату направления проектной декларации в контролирующий орган денежных средств в размере не менее 10% от проектной стоимости строительства на банковском счете застройщика, размещенном в уполномоченном банке;
  7. отсутствие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов на строительство;
  8. отсутствие выпуска облигаций и иных ценных бумаг, кроме акций;
  9. обязательства застройщика, не связанные с разрешением на строительство, не превышают 1% от стоимости строительства;
  10. отсутствие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, не связанных со строительством.

Дополнительные требования к деятельности застройщика

  1. запрещается одновременно осуществлять строительство по нескольким разрешениям на строительство;
  2. счета застройщика, технического заказчика и генерального подрядчика должны быть открыты в одном банке (специально уполномоченном);
  3. административные расходы застройщика (аренда, реклама, оплата труда, услуги банка, связи и т.п.) не могут превышать 10% от стоимости строительства;
  4. совокупный размер авансовых платежей не должен превышать 30% стоимости строительства;
  5. запрет на:
    • осуществление иных видов деятельности;
    • привлечение кредитов, займов, ссуд, кроме целевых кредитов на строительство;
    • выпуск ценных бумаг, кроме акций;
    • приобретение ценных бумаг;
    • совершение сделок, не связанных со строительством;
    • создание юридических лиц, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе коммерческих и некоммерческих организаций;
  6. по каждому платежу осуществляется специальный банковский контроль соответствия этого платежа содержанию обосновывающих документов (проверяются договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, акты приема-передачи товара, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и пр.).

Замена требований к уставному капиталу требованиями к собственным средствам

  1. Требования к уставному капиталу заменяются требованием наличия собственных средств в сумме не менее 10% от стоимости строительства, указанной в проектной декларации. СПРАВКА ЕРЗ: совокупная стоимость жилищного строительства, указанная в проектных декларациях застройщиков, составляет 7 трлн руб., что потребует наличия собственных средств застройщиков в размере 700 млрд руб.
  2. Дополнительные требования к информационной открытости застройщика
  3. На официальном сайте застройщика необходимо размещать в полном объеме бухгалтерскую отчётность, промежуточную бухгалтерскую отчетность, аудиторское заключение.
  4. В единой информационной системе жилищного строительства застройщик размещает ту же обязательную к размещению информацию, что и на официальном сайте застройщика.

Дополнительные требования к кадрам застройщика

Руководитель, главный бухгалтер и иные контролирующие деятельность застройщика лица не могут:

  • иметь отдельные виды судимости;
  • иметь не истекшего срока дисквалификации;
  • быть ранее (менее трех лет назад) привлечеными к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица;
  • быть несостоятельными (банкротами).

ИНЫЕ НОВШЕСТВА ЗАКОНОПРОЕКТА

  1. Сохраняется норма об исключительно судебном порядке приостановления деятельности застройщика. Предложение Правительства о внесудебном порядке приостановления деятельности застройщика исключено из законопроекта.
  2. Размер отчислений. Размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд фиксируется на уровне 1,2% от цены ДДУ. Величина отчислений может изменяться только федеральным законом.
  3. Увеличивается до 120 м² предельная площадь, за которую может быть выплачено возмещение.
  4. Государственные информационные системы.

Государственный Единый реестр застройщиков сохраняется в ведении Минстроя России.

Создается единая информационная система жилищного строительства, которую будет вести АИЖК.